Весенние паводки в старом Харькове

1336
церковь харьков

Исключительно тёплые дни начала марта в Харькове — явление, оказывается, не редкое и для прежних времён.

В погодной заметке от 3 марта 1913 года в газете «Южный край» читаем:

«Сегодня въ Харьковѣ исключительно теплый день; за послѣднія 22 года наиболѣе высокая температура 2 марта была 6,9° въ 1893 году, а сегодня было 8,9°; освѣщенный солнцемъ закопченный термометръ показывалъ 31,4°, а поверхность земли нагрѣлась до +14°.«

Впрочем, в то время подобное потепление вызывало не только обильное таяние снега, но ускоряло ледоход на харьковских реках, что, в свою очередь, приводило к паводкам. Чаще всего затоплению подвергались низинные районы города на Подоле и в Залопанской части города, если говорить об улицах, то эта беда настигала Кузнечную улицу у электростанции, Рыбную улицу со стороны Рыбной площади, как и саму площадь, и нижнюю часть Университетской улицы (район круга 5 и 6 троллейбусов у Нетеченского моста, на третьем фото вид по совр. Кооперативной улице в сторону этого места). Часто оказывалась затопленной и Благовещенская площадь: на заглавном фото — весенний паводок 1901 года, когда почти было закончено нового здание Благовещенского храма.

Как же получалось так, что едва ли не пересыхающие летом харьковские реки так переполняли свои русла в весеннее время? Фото — Конторского моста — даёт нам понять одну из главных причин харьковских наводнений дореволюционного периода. Конечно, в то время зимой было больше снега, таяние которого наполняло харьковские реки с наступлением весеннего тепла. Но именно такие сильные мартовские потепления приводили к скорому таянию снега и увеличивающееся количество воды разрывало ледяной покров и несло лёд вниз по реке. Прекрасное и зловещее зрелище ледохода принимало в городе совсем иные обороты: многочисленные мосты в самом центре города препятствовали движению льда, глыбы скапливались у деревянных опор мостов и запруживали реку, вода переполняла русло и разливалась по округе, а достигнув критической массы — ломала опоры и сносила деревянные мосты.

Иногда во время ледохода случались и происшествия. Одно такое ЧП описал «Южный край» в заметке от 26 февраля 1913:

«Возлѣ Кузнечнаго моста, одинъ мальчикъ лѣтъ 8-ми, какъ-то попалъ на льдину и былъ вынесенъ на середину рѣки. За опаснымъ путешествіемъ мальчика слѣдила собравшаяся на берегу толпа. Одинъ моментъ былъ прямо драматическій. Маленькая льдина, на которой стоялъ мальчикъ, стремительно приблизилась къ большой льдинѣ, и оригинальному пассажиру грозила гибель. Но он обнаружилъ большое присутствіе духа и в самый моментъ столкновенія, когда его утлое суденышко готово было разлетѣться въ куски, перескочилъ на большую льдину и тамъ удержался. Мальчика багромъ притянули къ берегу».

Для того, чтобы хоть как-то воспрепятствовать порче мостов, на харьковских реках в дореволюционные времена устанавливались деревянные ледоломы (седьмое фото — ледоломы на реке Харьков, перед Харьковским мостом). Их конструкция была устроена так, что льдину течением вталкивало на пологий склон ледолома, и когда она оказывалась над водой — ломалась от собственного веса. Более мелкие куски льда проплывали между мостовых опор, не повреждая их и не запруживая реку.

Полностью решена проблема весенних паводков была уже в советское время: в конце 1920-х-начале 1930-х годов на харьковских реках была построена система плотин, дававших возможность регулировать уровень воды в центре города, русла были вычищены и выпрямлены и о потопах почти забыли.

Источник: Старый Харьков

Ваше мнение...
+1
3
+1
0
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
Алексей Панарин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here